"Добродетель - здоровье души" нужно несколько видоизменить, дабы она была пригодна к употреблению: "Твоя добродетель -твоё здоровье". Ибо не существует здоровья как такового, и все попытки определить подобным образом предмет оканчиваются плачевной неудачей.
Необходимо иметь представление о твоей цели, о твоём умственном горизонте, о твоих силах, твоих склонностях, твоих заблуждениях и особенно о твоих идеалах и иллюзиях твоей души, для того чтобы определить ЧТО же, собственно говоря, может означать здоровье для твоего ТЕЛА.
Отсюда следует, что существует бесчисленное множество видов телесного здоровья. И чем чаще каждому в отдельности, единственному в своём роде, будет дано право поднять голову, тем меньше будет веры в догму о " РАВЕНСТВЕ ЛЮДЕЙ", тем скорее наши медики откажутся от понятия " нормальное здоровье", равно как от "нормальной диеты", " нормального протекания заболевания".
И только тогда пришло бы время задуматься о здоровье и болезнях ДУШИ и причислить личную добродетель каждого к признакам здоровья его души, хотя, наверное, здоровье одного может выглядеть как его полная противоположность у другого.
И наконец, остаётся открытым ещё один большой вопрос: можем ли мы ОБОЙТИСЬ без заболевания, хотя бы для развития нашей добродетели, и не является ли наша жажда познания и самопознания в равной степени необходимой как больной, так и здоровой душе, иными словами, не является ли исключительная тяга к здоровью предрассудком, трусостью, чем-то вроде изощрённейшего варварства и отсталости?
ЗДОРОВЬЕ ДУШИ Фридрих Ницше